Дирижёр

Аскеров Мирза-Ага Сафтарович, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств Республики Дагестан, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, кандидат педагогических наук, доцент.

С 1997 года — художественный руководитель и дирижёр Академического хора МГУ им. М. В. Ломоносова.


 Аскеров Мирза-Ага Сафтарович родился 1 октября 1959 года в Дербенте (Дагестанская АССР). Семья была дружная, все любили петь и танцевать. Отец, Сафтар Мирзаагаевич, знал немало азербайджанских песен и мугамов. Мать, Амиля Мамедовна, великая труженица, целых 40 лет проработала на швейной фабрике, но никого из своих четверых детей не оставляла без присмотра и материнской заботы. Старший брат Мирзы, Эльдар, окончил Московский институт культуры, младший брат – Фирдоуси учился на кларнете в Дербентском музыкальном училище и в Астраханской консерватории. Сестра Эльнара в детстве занималась на фортепиано в городском Дворце пионеров.

 Юный Мирза поначалу больше увлекался танцем. С 5 до 15 лет танцевал и даже был солистом в ансамбле национального танца «Дербентские орлята». Впрочем, в школьные годы он участвовал на смотрах и в качестве солиста детского хорового коллектива. Как вспоминает сам Мирза Сафтарович, в детстве он мечтал стать хореографом, но когда в Дербенте в 1972 году открылось музыкальное училище, судьба распорядилась так, что после восьмилетки, в 1974 году, он поступил на отделение хорового дирижирования, где его наставником был А. П. Анненко, первый директор этого учебного заведения.

 Успешная учеба в училище позволила одаренному юноше продолжить занятия хоровым дирижированием в Астраханской консерватории, в классе преподавателя Г. С. Тесленко. Мирза Сафтарович с благодарностью вспоминает свои студенческие годы, особенно хор консерватории, с которым тогда репетировали и выступали все педагоги кафедры. Больше всего ему запомнилось, как работал с хором С. Е. Комяков. Вот как об этом пишет сам М. С. Аскеров:

«Больше всего мне запомнилась кропотливая работа над звуком. Много времени на репетиции педагог уделял соответствию хорового звучания стилям выбранных произведений. Сергей Евгеньевич выразительно пропевал каждую фразу, обращал внимание на взаимосвязь музыки и слова, тщательно работал над четкостью дикции. В его руках действительно был живой инструмент, которым он руководил».

 Именно так, как «живой инструмент» с его неисчерпаемыми возможностями благотворного воздействия на слушателей, да и на самих исполнителей, понимает хор и сам М. С. Аскеров: его многолетняя работа по избранной специальности убеждает в этом лучше всяких слов.

 Однако вернёмся к студенческим годам будущего маэстро. Заканчивая Астраханскую консерваторию, на выпускном экзамене по дирижированию хором Мирза исполнил программу, о которой мечтал еще на младших курсах: вторую часть «Немецкого реквиема» Брамса, «Вечернюю песнь» Балакирева (тогда это сочинение еще нельзя было петь с церковно-славянским текстом «Свыше пророцы»), «Незнакомку» Фалика.

«Пластичный дирижерский аппарат, безупречное чувство ритма, выразительное интонирование, тонкая музыкальность, влюбленность в исполняемую музыку»,

– так характеризует его итоговый дирижерский показ заведующая кафедрой хорового дирижирования Астраханской консерватории, заслуженный деятель искусств России, профессор Л. П. Власенко (возглавляет кафедру с 1981 года).

 По окончании консерватории М. С. Аскеров возвратился в родной город и отработал три года (1983-1986) в Дербентском музыкальном училище, где вёл дирижирование, чтение хоровых партитур и руководил хоровым классом. Для начинающего педагога-хормейстера это была отличная производственная практика, после которой можно было работать и в столице. Камерный хор под руководством Мирзы Аскерова становился лауреатом городских и республиканских фестивалей.

 В 1988 году он начал преподавать в Московском государственном институте культуры: дирижирование и чтение хоровых партитур. Через пять лет прошел по конкурсу как старший преподаватель. В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Педагогические условия совершенствования художественно-публицистической деятельности в учреждениях культуры». При этом опубликовал ряд научных статей в авторитетных изданиях (в том числе в научно-педагогическом журнале Министерства образования и науки РФ «Высшее образование в России»).

Мирза Аскеров с хором МГУ на гастролях в Вене, 2003 год

 С 1990 года по рекомендации Б. В. Баранова Мирза Сафтарович начинает работать хормейстером в Академическом хоре МГУ, а с 1997 года становится художественным руководителем коллектива. Впечатляет список конкурсов и фестивалей, лауреатами которых является Народный коллектив, Академический хор МГУ им. М. В. Ломоносова, под руководством Мирзы Аскерова. С 1998 года хор успел побывать не только в различных уголках России, но также с успехом выступал на гастролях в Италии, Великобритании, Латвии, Греции, Голландии, Польше, Австрии, Франции, Ирландии, Сербии, Италии, Турции, Финляндии, Китае и США.

 Вузовский стаж работы и успехи в научной и исполнительской деятельности позволили ему, помимо работы с хором, преподавать в ведущих московских вузах: в 2002-2005 он – доцент кафедры музыкального искусства факультета искусств МГУ им. М. В. Ломоносова, в 2006-2007 – доцент кафедры хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета Московского педагогического университета, с 2007 – доцент кафедры «Русское народно-певческое искусство» в Московском университете культуры и искусств.

 В 2005 году указом Президента Российской Федерации В. В. Путина №455 от 21 апреля Мирза-Аге Сафтаровичу Аскерову присваивается звание заслуженного работника Культуры Российской Федерации.

Отчётный концерт Академического хора МГУ в Московском Доме Музыки, 2009 год

 В 2009 году кандидат педагогических наук М. С. Аскеров опубликовал книгу (учебное пособие) «Компетентностный подход к профессиональной подготовке специалистов в области народной музыкальной культуры». А в 2011 году разработал тему «Глобализационные аспекты подготовки бакалавров для системы художественного образования». Причем, оба труда были изданы Московским государственным университетом культуры и искусств.

 Кроме того, он начал проводить мастер-классы, в том числе за рубежом (фестиваль «Слава Культура», Нидерланды, 2005 г.). Мирза Аскеров был председателем жюри на конкурсе «Хрустальная лира» (Гусь-Хрустальный, 2007 г.), на Международном фестивале «Chorus Inside 2008» (Москва, 2008 г.), членом жюри фестивалей «Москва – город мира» (Москва, 2007 г.), VI фестиваля университетских хоров «Gaudeamus» (Ижевск, 2010 г.), Московском фестивале студенческого творчества «Фестос» (Москва, 2009-2016 гг.) и Всероссийском фестивале школьных хоров «Поют дети России» (2016 г.).

Мирза Аскеров в жюри фестиваля университетских хоров «Gaudeamus». Ижевск, 2010 год

 А ещё в его послужном списке – общественная работа в качестве члена президиума Московского музыкального общества и президиума Всероссийского хорового общества. Недаром он – заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества и Московского музыкального общества, заслуженный работник культуры России.

 В 2017 году Мирза-Аге Сафтаровичу Аскерову указом Главы Республики Дагестан Р. Абдулатипова было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Республики Дагестан.

Мирза Сафтарович дирижирует симфоническим оркестром Министерства обороны в Большом зале Консерватории, 2018 год

 И при всём том М. С. Аскеров остается бессменным художественным руководителем Академического хора МГУ. Действительно, очень сложно организовать интенсивную репетиционную и концертно-просветительскую жизнь любительского студенческого коллектива, тем более что руководитель задался целью постоянно обновлять репертуар. Помимо программ классической (духовной и светской) и народной музыки в последние годы были подготовлены и исполнены с различными симфоническими оркестрами и дирижерами такие монументальные произведения, как финал Девятой симфонии Бетховена, Месса brevis in B и «Реквием» Моцарта, «Курские песни» Свиридова, «Кармина Бурана» Орфа, увертюра «1812 год» Чайковского, «Траурно-триумфальная симфония» Берлиоза, Маленькая кантата из оперы «Не только любовь» Щедрина, «Антиформалистический раёк» Шостаковича. А разве духовные концерты Бортнянского, Березовского – меньший труд для любительского хорового коллектива? Особенно «Не отвержи мене во время старости» Березовского или «Возведох очи мои в горы» Бортнянского. А танеевский хор «Развалину башни, жилище орла …» или «Я убит подо Ржевом» Щедрина – разве легкие партитуры? Но студенческому коллективу МГУ по плечу покорять такие исполнительские вершины в «одной связке» с надежным дирижёром – руководителем.

  Хор МГУ приглашался для участия в Рождественских фестивалях «Россия православная», в торжествах, посвященных 700-летию преставления Великого князя Даниила Московского, в мероприятиях Дня города Москвы и Дня славянской письменности и культуры, 860-летию Москвы и других городских и общегосударственных праздниках. Выступления хора МГУ у памятника А.С.Пушкину на Тверской площади, в день рождения поэта (6 июня по новому стилю), стали доброй традицией почитания «солнца русской культуры». А разве могут забыть участники студенческого хора концерты и представления, посвященные годовщинам Великой Победы и Парада Победы на Красной Площади! Хотя и те свои выступления, которые состоялись на рождественских концертах в Вашингтоне и Нью-Йорке (2005), или на праздновании 110-летия Пекинского университета (2008), или в родном Московском университете, они также не забудут, даже когда после окончания учебы расстанутся с хоровым коллективом, ставшим для них школой духовного развития личности.

Дуэт с «мистером Калинкой» — народным артистом России Вадимом Ананьевым в МГУ, 2014 год

 А сам Мирза-Ага Сафтарович Аскеров о своем жизненном выборе говорит так:

«Сейчас, проработав с хором много лет, я не могу представить себе, как сложилась бы моя судьба без искусства хорового пения».

Текст:

Джамиля Джафарова,
выпускница кафедры хорового дирижирования
Астраханской консерватории